Петр Оцхели – один из ярких представителей советской и грузинской культуры. Всю свою недолгую жизнь он посвятил живописи и оформлению театральных постановок. Дошедшие до нас работы поражают воображение, и сегодня по ним продолжают изучать историю грузинского авангарда. Рассмотрим подробнее биографию этого известного художника-декоратора.
Кто такой Пётр Оцхели?
Петр Оцхели работал театральным художником в 20-30-х годах XX веке. Он был невероятно талантливым, в одиночку придумывал и оформлял декорации для спектаклей и костюмы актеров, а постановкам с его участием рукоплескали целые театры в Грузии и в Москве. И несмотря на свою короткую жизнь и трагичный конец, мастер сумел оставить большое культурное наследие, а также посмертно удостоился мирового признания.
Основное направление его творчества – современный авангард. С дошедших до нас эскизов и набросок смотрят удивительно реалистичные персонажи, похожие на фантастических героев. У них длинные руки и вытянутое тело, а их одежда часто похожа на космические костюмы. Можно сказать, что Оцхели намного опередил свое время, заглянув в будущее.
Как проходили детство и юность?
Петр Григорьевич Оцхели родился в грузинском городе Кутаиси 25 сентября 1907 года. В его биографии практически ничего не известно о детстве и школьных годах. Но период начала XX века, когда мальчик рос и взрослел, историки связывают с появлением в Грузии популярных в те времена течений в искусстве, как модернизм и авангардизм. Они зародились в Европе, а в Закавказье попали благодаря эмигрантам, приехавшим сюда из Петербурга и Москвы.
Центром культурной жизни, безусловно, был Тбилиси (Тифлис). Здесь ставились современные спектакли, устраивались поэтические турниры, приезжал выступать Маяковский. Новые направления были абсолютной противоположностью традиционной культуре и затронули все ее области: литературу, музыку, и, конечно, живопись и театр. Именно в таких условиях безграничной свободы мысли и самовыражения и развивался будущий художник Оцхели, который в 1925 году поступил в Тбилисскую академию художеств.
Театральная карьера
Первое представление, которое оформил в качестве декоратора Петр Оцхели, состоялось в 1927 году на сцене Тбилисского рабочего театра. Но его талант открыл миру режиссер Константин Александрович Марджанишвили – основоположник и идейный реформатор национального грузинского театра.
В свое время он ставил спектакли на многих сценах страны и руководил театрами в Москве, Ростове – на – Дону, Петрограде и Киеве. В 1922 году Котэ Марджанишвили решает вернуться домой и начинает работать в театре имени Руставели, а в 1928 году создает новый театр в Кутаиси, позднее названный его именем. Репертуар строился на пьесах национальных драматургов, где особая роль отводилась борьбе за свободу, за жизнь. И в том же году, так и не закончив Академию художеств, здесь начинает работать Петр Оцхели.
Молодой художник-декоратор отвечал за визуальное восприятие спектаклей. Он придумывал абсолютно все: от декораций до актерских костюмов. Сам делал выкройки и шил, пилил, сколачивал, раскрашивал деревянные каркасы. До наших дней сохранились наброски и эскизы его работ, которые поражают своей реалистичностью. Нарисованные персонажи выглядят «как живые». Их мимика, жесты и позы будто застыли в движение. При этом рисунки подсказывали, не только каким внешне должен быть герой, но и полностью раскрывали его характер. Для актеров такие изображения служили подсказкой в работе, а режиссер признавался, что несколько раз менял замысел постановки, когда видел работы Петра.
Талант художника зритель смог увидеть в ряде постановок: комедия «В самое сердце» (1928), трагедия «Уриэль Акоста» (1929). В 1930 году театр из Кутаиси переезжает в Тбилиси, где будут показаны спектакли «Да, однако», «Беатриче Ченчи», «Хатидже», «Хандзари». Позднее в 1931 году – пьеса «Поэма о топоре», 1932 -«Немые заговорили». Оцхели успел поработать с разными режиссерами, хореографами, актерами, которые хорошо отзывались о Петре Оцхели и высоко отмечали талант молодого художника. После скоропостижной смерти Марджанишвили в 1933 году Петр поучаствовал еще в трех спектаклях: в 1934 – «Мы – народ» и «Апракуне ЧимчиИмели», 1935 – «Сломанный мост».
В 1934 году он также оформляет представление в Грузинском театре юного зрителя (ТЮЗ) в Тбилиси – «Сурамская крепость», а после получает приглашение в Москву. В столице он уже принимал участие вместе с Марджанишвили в спектакле «Строитель Сольнес» (1931) в Театре Корша (Наций), но сейчас он переходит в Малый театр, где будут поставлены «Слава» Гусева (1936) и «Коварство и любовь» по Шиллеру (1937), которая стала последней в жизни Петра.
В 1937 году Оцхели и его друга Сергея Амаглобели, директора Малого театра расстреляли, обвинив в связях с сотрудниками иностранных посольств. В приговоре звучали слова о государственной измене и шпионаже, а также в участие в контрреволюционной организации. На всех допросах он до последнего не признавал все предъявленные обвинения, но приговор привели в исполнения. Оцхели погиб в возрасте 30 лет, и где он захоронен до сих пор не известно.
Самое интересное, что 1939 году эскизы названного и расстрелянного «врага народа» представили в Лондоне на выставке театральных художников. Работы высоко оценили зарубежные судьи и наградили Петра Оцхели – золотой медалью, «посмертно».