Становление современного грузинского кинематографа началось в 60-е годы 20-го столетия, еще при Советской власти на одной из самых известных студий СССР «Грузия-фильм». За ее существование было снято более 1200 фильмов самых различных жанров и почто 100 из них были удостоены наград на кинофестивалях. Высокий уровень популярности грузинских фильмов на территории Союза объяснялся, желанием людей отвлечься от постоянно предлагаемого московскими киностудиями официозного соцреалистичного стиля художественных картин в кинотеатрах СССР.

Грузинский кинематограф

Каждый из снятых фильмов отличался особым национальным колоритом Кавказа и особенной жизнью людей. Но помимо этого кинорежиссерам Грузии удалось сочетать в своих фильмах гордый и независимый дух грузин и других кавказских народов, их открытую и отзывчивую душу, человеческую радость общения и настоящее горе, если оно приходит. Грузинское кино, в то время, было одним из лучших и выделялось особо мягким чувством юмора, симпатией к людям, простотой и доступностью для понимания каждого человека.

Советский период

Первым фильмом, который привлек всеобщее внимание и ознаменовал начало нового периода в кинематографии Грузии, был «Осел Мадана», снятый в 1955 году режиссером Тенгизом Абуладзе на русском языке. После этого Резо Чхейдзе в ленте «Отец солдата», ставшей впоследствии культовой, сумел создать монументальный образ истинного грузина. Широкое международное признание грузинскому кино советского периода принесли фильмы режиссера Отара Иоселиани, пользовавшиеся огромным успехом у зрителей многих стран.


Успех и последующее развитие кинематографического искусства в Грузии повлекли за собой открытие в 1972 году факультета кино в Тбилиси. Закончившие его кинорежиссеры смогли в 80-х и 90-х годах вдохнуть новую жизнь в кинематографию, создавая самое новое и лучшее из того, что видели к тому времени советские люди. Особенно были любимы трогательные комедии на русском языке, снятые с неповторимым кавказским колоритом, и короткометражные сериалы советского периода. В 80-е годы киноиндустрия Грузии достигла пика своего развития и выпускала на экраны до 60 фильмов различного жанра в год.

Грузинский кинематограф

К концу этого периода кинематограф почти перестал поддерживаться государством и часть кинокомпаний, не выдержав финансовых трудностей, закрылась. В этот период в грузинских фильмах можно увидеть ноты отчаяния, страха и хаоса.

Это такие картины, как:

  • «Полуночники» режиссера Балбубани;
  • «Нет, мой друг» Мгеладзе;
  • «Ночной танец» Цабадзе и другие.

Начиная с 1993 года, в республике начинают создаваться кинокомпании и студии, которые выбрали независимую от государства деятельность в кинематографе. Это не могло не изменить общей стилистики режиссуры, игры актеров и содержания картин.

После 2000 года

С наступлением нового века независимые видео и кинокомпании существуют, в основном, за счет частных спонсоров, фондов и международных организаций. В 2001 году государство организовало Центр кинематографии Georgian и начиная с 2003 года финансирует съемки нескольких фильмов в год, выбираемых на конкурсной основе. Главный критерий выбора основан на соответствии требованиям к «национальному фильму». Общий годовой бюджет киноцентра достигает $2,4 млн., до 70% которых идет на финансирование кинопроизводства.

Грузинский кинематограф

Современное грузинское кино можно представить такими интересными художественными лентами, как:

  • «Без тебя мне не жить», режиссера Л. Тутберидзе;
  • «Тот берег», Г. Овашвили»;
  • «Длинные белые ночи», Н Эквтимишвили.

На варшавском кинофестивале среди лучших фильмов была отмечена лента Заза Урушадзе «Мандарины». Фильм «Тбилиси-Тбилиси» завоевал кинопремию «Ника» и еще нсколько международных призов.

Учитывая зрительский спрос на кинорынке, производством местных фильмов стали интересоваться частные и государственные телевизионные компании. Так телекомпания «Имеди» выпускает на экраны одновременно 6 сериалов, различного стилевого содержания, а «Рустави 2» обеспечила финансирование документального видео «Современная история Грузии». Средняя продолжительность демонстрации одной серии 30-40 минут.