Страницы истории еврейского народа, рассеянного по всему миру вплоть до образования государства Израиль в 1948 году, написаны на разных языках. Один из них — грузинский. Кто они — грузинские евреи?

Первые следы

Первые упоминания об иудеях на грузинской земле содержится в «Картлис цховреба» («Жизнь Грузии») — грузинском сборнике летописей XII века. Появление их «Картлис цховреба» связывает с завоеванием Иерусалима Навуходоносором (586 до н.э.) и разрушением Первого Храма. В Грузии находили приют изгнанники из Иерусалима и беглецы из вавилонского плена.

Близ старой столицы Грузии — Мцхеты — археологам случалось находить могильные камни III–IV вв. до н.э. с надписями на арамейском и древнееврейском.

грузинские евреи

Евреи были распространителями христианства на этой земле: грузинская церковь причислила к лику святых коэна Эвьятара и его сестру Сидонию. С этими двумя персонажами связано имя святой Нино, крестительницы Грузии: от них она узнала о левите Элиозе из Мцхеты, привезшим в Грузию из Иерусалима хитон Господень. Элиоз был первосвященником иудеев в Грузии и получил вести от иерусалимского первосвященника Анны: о прибытии волхвов, затем о суде над Спасителем. И приглашение поучаствовать, разумеется. Но мать Элиоза Сарра, очень непростая еврейка, происходившая из рода великого иудейского пророка Элияху, духом Божиим велела сыну не участвовать в пролитии крови Мессии (предположительно от этого наказа Сарры и идет мнение, что грузины никогда не обвиняли евреев в казни Христа). Сестра же Элиоза Сидония умолила брата привезти что-нибудь, чего касались руки Мессии. Он и привез — окровавленный хитон Сына Человеческого.

От Эвьятара и Сидонии святая Нино узнала о месте погребения хитона и ходила поклониться ему.

Еврейкой была и Саломея Уджармская, жена царевича Реви, учившаяся у святой Нино христианским молитвам. Саломея создала жизнеописание святой.


В «Картлис цховреба» сказано, что в Мцхете звучало шесть языков, один из них — иврит. Грузинские евреи называли (и сейчас называют) себя «картвели эбраэли». Существует уникальный язык — даже скорее арго — под названием «киврули», родившийся в торговой среде. Основа его грузинская, но исследователи отмечают в нем ивритские и даже арамейские корни.

Они жили и на грузинской земле и во времена ее независимости и расцвета, начавшихся с царствования Давида Строителя, но о них почти ничего не известно. Марко Поло, заехавший в Грузию в 1272 году, отметил, что в Тифлисе живут евреи. Но, судя по обороту речи, их мало («а также мусульмане и евреи»).

В XIV в. на берегу Черного моря в городе Гагра существовала еврейская община, возглавляемая рабби Иосифом из Тифлиса.

грузинские евреи

Времена кровавых наветов

После присоединения Грузии к России в 1801 г. положение евреев на этой земле стало потихоньку, исподволь ухудшаться. Самим грузинам царская власть тоже не показалась раем. Хуже было то, что она отравляла грузинский народ древней, нежно любимой заразой — жестокой юдофобией. Во второй половине XIX столетия это привело к тому, что Грузия печально прославилась не только в России, но и во всем мире: нигде евреев не обвиняли в вымышленных преступлениях так часто за столь короткий отрезок времени!

1852 год. 1878 — знаменитый Кутаисский процесс, донельзя абсурдный: перед праздником Песах 9 иудеев предстали перед судом по обвинению в убийстве 9-летней христианской малышки. Излюбленная страшилка антисемитов всех времен — «кровь для мацы»! Людей оправдали, но «осадочек остался» — много ли надо неграмотному народу, чтоб проверить в тесто на крови! Далее — 1881-1884. По «кровавому навету» каждый год! Итого 6. Безусловный мировой рекорд по антисемитизму, приведший в 1895 году к жестокому еврейскому погрому в Кутаиси.

грузинские евреи

При советской власти

Во времена существования Грузинской Советской Социалистической Республики и еврей, и грузин одинаково считались советскими людьми, одинаково трудились и очень похоже жили. До Октябрьского переворота 1917 года не более 5% грузинских евреев занимались чем-либо, кроме земледелия и, традиционно, торговли. Грузины — сами умелые земледельцы, любовно относящиеся к труду, отлично понимали очень схожих в этом с ними евреев…Да и торговать грузины сами умеют и любят. Конфликтов не было. Существовали целые поселения, где не было ни единого грузина — сплошь евреи. В крупных грузинских городах, разумеется, евреи группировались вокруг синагоги или того, что исполняло ее роль для них. А местная советская власть старательно закрывала глаза на молящихся на иврите людей — работают, и хорошо.

Так спокойно и мирно бывало не всегда — власть есть власть, она бесчеловечна по определению: если ей нужно, она прижмет и собственный народ, не говоря о чужом. Еврейский грузинский драматург Гурам Батиашвили вспоминает очень характерный эпизод: в начале 60-х гг. прошлого века в городке, где он рос (ныне Сенаки, тогда — Миха Цхакая) местная власть забрала у евреев здание синагоги под какие-то собственные нужды. Евреи собирались молиться по домам, параллельно требуя у секретаря райкома выделить хоть какой участок под молитвенный дом и собирая на это деньги. Выделили. Построили. Синагога сгорела. Собрали на новую. Сгорела и новая! Случайно ли? Вряд ли случайно, зато обошлось без открытого конфликта… История чудесна и поведением власти, и поведением собственно ее жертв: попробовали бы еще где-то в СССР евреи потребовать землю под «оплот религиозного мракобесия» у секретаря райкома!

евреи

А сейчас в Сенаки почти нет евреев. Но синагога — есть.

В «Красной книге народов Российской империи», опубликованной в 1991 г. на эстонском, а в 2001 г. — на английском языке, написано вот что: «The Jews in Georgia divide into two groups of totally different origins: the Georgian Jews and the European Jews.» («Евреи в Грузии делятся на две группы с совершенно разными истоками: грузинские и европейские»). Любопытно, что сами они такого деления не проводят.

Как грузин обратился к евреям и что из этого вышло

В мае 2016 года Нугзар Гогитидзе, грузин, живущий в Канаде, опубликовал на личной страничке в сети Facebook пост под названием «Обращение грузина к евреям!». Пост набрал 9000 лайков и был удален администрацией Фейсбука.

22 февраля 2018 года его перепостил в своем блоге пользователь портала NoName leonbc99. Перепост набрал 5 страниц комментариев — и каких!

Комментаторы NoName наперебой обвиняли автора изначального поста в русофобии, сионизме и жидомасонстве, русские ругались с евреями, каждый пытался донести свои ценные мысли о правильном праздновании Дня победы, заодно обсуждая взаимоотношения Израиля и Палестинской автономии, национальный состав советского народа, победившего нацизм, еврейский праздник Пурим… Автор, видите ли, заявляет, что евреи не празднуют своих побед — а как же Пурим? Комментаторы радостно назвали Пурим празднованием в честь геноцида персидского народа (как-то позабыв о том, что изначально это персы планировали уничтожить евреев).

грузины

А главная мысль изначального поста Нугзара Гогитидзе — всегда лучше вместо пафосного и нетрезвого празднования своих побед с идиотскими воплями: «Можем повторить!» просто взять и со скорбью вспомнить о погибших. И если поступать так, количество войн на земле постепенно уменьшится. Но этот безусловно замечательный месседж часть комментаторов не восприняла вообще, у другой части он вызвал лишь агрессию, словно автор посягнул на их личное право весело, с размахом отмечать День победы.

Но в том, что послание не совсем дошло, а если и дошло — то не так, есть и вина автора. «Обращение грузина к евреям!» написано откровенно-грубо, лексика типа «подонки», «шушера», «тварь», «сперматозоидные войска» вообще не способствует желанию понимать изначальный посыл. На удаление поста Нугзар Гогитидзе ответил вторым постом — явно на эмоциях и в силу этого несколько нелепым. Он тщательно напоминал евреям… о необходимости помнить жертв Катастрофы. Словно они не помнят. Будто не звучит ежегодно в день Йом ха-Шоа в 10 часов утра сирена по всей Стране, и не замирает под звук этой сирены вся Страна в знак траура по погибшим.

Судьба грузинских евреев безусловно уникальна. Даже в самые неблагоприятные для еврейского народа в России и СССР времена фактически не случалось, чтобы еврей терпел обиду от грузина за свое еврейство, если это не было давлением свыше.


В сентябре 1998 года Грузия отпраздновала 2600-летие сосуществования грузинского и еврейского народов.Сегодня еврейское население Грузии насчитывает, по различным данным, от 8 до 12 тысяч человек. Руководство религиозной жизнью осуществляет раввин Ариэль Левин, в Тбилиси официально существуют две синагоги — для ашкеназов и сефардов, желающие могут дать своим детям религиозное образование в хедере и ешиве.

евреи

А нам известны имена грузинских евреев, добившихся успеха в самых разных сферах жизни. Кто не знает писателя Бориса Акунина (Чхартишвили) или певицу Тамару Гвердцители? Но кроме них есть множество замечательных деятелей культуры, успешных бизнесменов и политиков. А в День победы грузинским евреям тоже есть кого вспомнить — из их среды вышло много героев Великой Отечественной.

Евреи грузинского происхождения проживают по всему миру. Существует портал Georgianjews.org, откуда можно узнать о проведении World Congress of Georgian Jews (WCGJ) — Всемирного Конгресса евреев Грузии. «Georgia marked Georgian-Jewish friendship of 26 century with solemn jubilee…» («Грузия отметила 26-вековой юбилей грузинско-еврейской дружбы») — новость от 22 октября 2014 года на этом портале. Тогда же в здании бывшей «Купольной» синагоги в Тбилиси открылся Музей истории грузинских евреев имени Давида Баазова.