Жестокий и беспощадный терроризм – это кровавый метод достижения желанной цели любой ценой с использованием насилия и властного подавления чужой воли. Угон самолета – один из способов попасть на территорию другого государства, лояльно относящегося, по мнению террористов, к подобным деяниям. В истории гордой и самолюбивой Грузии в 1983 году произошел изощренный захват самолета группой из 7-ми человек, решивших для себя, что жизнь на Родине не отвечает их алчным человеческим потребностям, они заслуживают яркого существования на просторах капиталистического Запада.

Предпосылки трагичного теракта

Предпосылки трагичного теракта

У всякого преступления обязательно бывает предыстория и главные действующие лица. Захват крылатого транспортного средства тоже не обошелся без активных организаторов и исполнителей коварной задумки. Сейчас в это трудно поверить, но подстрекателем будущих действий террористов стал человек, призванный сеять в душах верующих прихожан разумные и добрые ростки. Представитель Грузинской православной церкви Теймураз Чихладзе деятельность священнослужителя в деле просвещения образованной грузинской молодежи понимал по-своему. Пропаганда безбедной и счастливой жизни на ниве преуспевающего Запада заменила в его проповедях призывы к трудолюбивой и полезной деятельности во благо любимой Грузии. В планы священнослужителя-оборотня давно закрались смелые мысли, попасть за кордон с помощью оружия, для исполнения мечты ему были нужны послушные помощники и он нашел их среди паствы своей церкви. В террористическую группировку за единственным исключением вошли сливки молодого грузинского общества, желающие войти в историю мировых преступлений «невольниками совести» и ярыми противниками идей советского государства:

  1. Главарь террористов — Церетели Иосиф Константинович. Выпускник Академии художеств города Тбилиси, успешно работающий художником на легендарной киностудии «Грузия-фильм». Рос в благополучной во всех отношениях семье, был сыном известного грузинского академика, преподававшего в Тбилисском государственном университете. На момент попытки угона самолета Иосифу исполнилось 25 лет.
  2. Ивериели Каха Важович, возраст – 26 лет, потомственный хирург, сын профессора медицины, после окончания московского ВУЗа жил и работал в Тбилиси.
  3. Ивериели Паата Важович, тоже потомственный врач 30-ти лет, брат и соратник террориста Кахи Ивериели.
  4. Кобахидзе Герман Михайлович – самой молодой из мужчин член террористической семерки, в 1983 году ему был 21 год, детство и юность прошли в творческой семье кинорежиссера и актрисы, вследствие этого сам выбрал профессию актера, как и его подельники не знал нужды и невзгод.
  5. Микаберидзе Давид Ражденович, 25-ти летний студент Академии художеств и успешный руководитель строительной корпорации «Интурист».
  6. Табидзе Григорий Теймуразович, воспитывался в интеллигентной семье преподавателей, что не помешало ему к 32-м годам стать неисправимым наркоманом и преступником, трижды судимым за правонарушения разного рода.
  7. Петвиашвили Тинатин Владимировна – единственная женщина-террористка в команде, росла в неполной семье, специализировалась в Академии художеств на архитектурном мастерстве.

У жестокой банды угонщиков самолета были пособники и невольные помощники, о роли которых в террористическом акте стоит рассказать отдельно.

Непредвиденное стечение обстоятельств

Во время угона самолета в 1983 году в Грузии с самого начала многие события сложились не так, как предвидели террористы. Первой прорехой в искусно составленном плане стал отказ от участия в операции Теймураза Чихладзе. Коварному священнику, обещавшему взять на себя задачу доставки оружия на борт самолета, стали неинтересны попытки группы стать смельчаками-угонщиками. Молодая банда террористов решила действовать самостоятельно, оставив за рамками захвата воздушного судна своего идейного вдохновителя.

Грузия: угон самолета в 1983 году

Венцом художественного сценария террористического акта стала свадьба 2-х членов преступной группировки: Германа Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили, сыгранная молодоженами 17 ноября 1983 года. На торжественном мероприятии паре влюбленных удалось втереться в доверие работнице международного терминала тбилисского аэропорта Анне Варсимашвили, ставшей невольной помощницей террористов в вопросе получения возможности беспрепятственного проникновения на борт самолета 4-х человек с 4-мя пистолетами и 2-мя ручными гранатами.

Предпосылки трагичного теракта

18 ноября 1983 года веселая и шумная компания молодых людей, в состав которой вошли все 7 участников сговора, появилась на борту самолета, который должен был совершать перелет по маршруту Тбилиси – Батуми. Гостей свадебной церемонии сопровождали еще 2 девушки: Анна Мелива и Евгения Шалуташвили, абсолютно не подозревавших об истинных намерениях террористов. Рейс по заданному пути должен был обслуживать самолет Як-40, но тут в планы коварного отряда вмешалось провидение. Пассажиров для крупного лайнера было недостаточно, и авиационное начальство приняло решение объединить несколько рейсов. Все пассажиры были собраны на борту самолета SU-6833 авиакомпании «Аэрофлот», следующему по маршруту Тбилиси – Батуми – Киев – Ленинград с 2-мя транзитными остановками.

Для гражданской авиации такие перемены в графике – обычное дело. Для людей, занявших свои места в креслах самолета, с этой минуты начался страшный отсчет времени в эпицентре террористического беспредела. С момента тех роковых событий в список отважных работников авиационной отрасли навсегда вписаны имена членов экипажа, в руках которых находились судьбы 57 обладателей билетов на злополучный рейс и собственные жизни. В тот день на борту самолета судьба свела семерых профессионалов:

  • командира корабля и пилот-инструктор экипажа ТУ-134А Тбилисского авиационного отряда Гардапхадзе Ахматгера Бухуловича;
  • второго пилота судна Габараева Станислава;
  • штурмана лайнера Гасоян Владимира Бадоевича;
  • бортмеханика самолета Чедия Анзора;
  • представителя летно-штурманского подразделения Грузинского УГА, носящего звание «проверяющий» — Шарбатян Завена.

Предпосылки трагичного теракта

Работе экипажа усердно помогали 2-е опытные бортпроводницы: Валентина Крутикова и Ирина Химич, одной из стюардесс было суждено погибнуть в ходе попытки угона самолета террористами. Грузины не любят вспоминать эту кровавую историю, но героев своих помнить умеют. О мужестве экипажа никогда не откажутся рассказать туристам и тем людям, которые нетерпимы к любым проявлениям наглости и вседозволенности террористов.

Перед отправлением в небо и верстке планов группа вооруженных преступников предполагала начать операцию по захвату воздушного судна в небе над Батуми. Мало разбирающиеся в тонкостях авиации террористы предполагали, что грузинский курорт находится ближе всего к пограничной зоне с Турцией. Команда Церетели угоняла воздушное судно впервые и во многих вопросах была наивна и не достаточно подготовлена. В действия банды внесла корректировки погода. Сильный боковой ветер не оставлял самолету шансов благополучно приземлиться в аэропорту прибрежного города. Авиадиспетчеры отдали команду экипажу ТУ-134-А немедленно возвращаться в первоначальный пункт отправления Тбилиси. Не посвященные в дело изменения маршрута грузины-террористы в это время уже успели взять в заложницы стюардессу Валентину Крутикову и расправиться с пассажирами, внешний вид которых вызвал у них подозрении о причастности мужчин к службе авиационной безопасности.

Предпосылки трагичного теракта

Хроника гнусных времен

Угонщики оказались перед выбором срочного принятия новых решений. Пригрозив бортпроводнице оружием, они заставили ее помочь им проникнуть в кабину пилотов. Члены авиационной команды профессионалов, захваченные врасплох в первые секунды нападения на экипаж, быстро взяли себя в руки. Они даже не подумали последовать приказам террористов и сменить курс самолета на Турцию. В ходе перепалки между экипажем и злостными преступниками был убит бортмеханик самолета Анзор Чедия и тяжело ранен проверяющий Завен Шарбатян, легкие ранения получили также командир судна и его правая рука – второй пилот самолета. Не обошлись без потерь и бандиты, один из них был убит, а трое ранены из пистолета штурмана. Тем временем воздушное судно все дальше удалялось от вожделенной преступниками пограничной зоны и все ближе приближалось к городу Тбилиси. Озлобленные неудачами террористы не оставляли надежды угнать самолет на Запад и предъявили экипажу новый ультиматум: в случае неподчинения приказам преступников, самолет будет взорван вместе со всеми, кто сейчас находится на его борту.

Предпосылки трагичного теракта

В столице Грузии и в столице советского государства Москве уже знали о теракте, затеянном ошалевшими грузинами на борту самолета и о захваченных в плен преступниками пассажирах и экипаже транспортного средства. В пассажирском салоне обезумевшие террористы творили кровавый суд над невинными людьми, был убит еще один пассажир и ранены несколько человек, в том числе те девушки, которые первоначально сопровождали веселую свадьбу в лихое путешествие. Особенно жестокие пытки и издевательства компания позволила себе в отношении несчастных стюардесс, террористы мстили им за то, что экипаж самолета смог закрыть бронированную дверь кабины пилотов и изолировать себя от преступников. Попытка угнать самолет в Турцию разбивалась на жалкие осколки прямо на глазах у бандитов, самолет благополучно приземлился в аэропорту Тбилиси.

Шло время, оцепленный военными подразделениями самолет был эвакуирован на дальний участок аэродрома. Стюардессе Ирине Химич и еще нескольким заложникам удалось покинуть судно через аварийный выход, Валентина Крутикова была убита террористами при попытке последовать их примеру. К процессу переговоров с вооруженными преступниками были привлечены члены их семей, высшее руководство республики, но все разговоры не возымели никакого действия. На помощь грузинским специалистам прилетел специальный борт из Москвы с подготовленными к штурму спецназовцами. К большому сожалению, за время подготовки к операции по освобождению заложников не смогли оказать помощь тяжело раненому члену экипажа, который скончался от полученных ран на борту самолета. Удалось спастись командиру и второму пилоту ТУ-134А, покинувшим кабину через форточку. Последней и решающей неудачей террористов стал прокол с боевыми гранатами, которые оказались учебными пособиями. Обезвредить остатки банды удалось за 8 минут без дальнейших потерь.

Предпосылки трагичного теракта

Скорбные уроки неудачного захвата самолета

История угона самолета в 1983 году в Грузии оставила после себя печальный след в назидание потомкам:

  • из рейса не вернулись домой 3 члена отважного экипажа;
  • не дождались встречи с близким человеком семьи 2-х пассажиров;
  • долго залечивали раны и восстанавливали моральное здоровье 10 человек: 3 члена авиационной команды и 7 пассажиров, двое навсегда остались инвалидами;
  • банда преступников не досчиталась 2-х террористов, когда угоняла лайнер, 1 бандита, который умер в тюрьме и еще 4-х человек, которых расстреляли;
  • приговорили к смертной казни и священника Теймураза Чихладзе;
  • суд приговорил единственную террористку женского пола из этой группы к 14-ти годам лишения свободы.

За мужество и героизм, проявленные в ходе проведения операции по спасению заложников, командир судна и смелый штурман были награждены званием Героя Советского Союза. Никогда не поймут своих ошибок и не смогут ничего исправить семьи террористов, получившие клеймо позора на весь род, благодаря жестоким деяниям своих детей. Навсегда останется без ответа вопрос: что не хватало в жизни благополучным представителям «золотой молодежи» Грузии в их беспечном и легком движении по жизненному пути.