Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс (БТК) – линия транспортного сообщения, объединяющая сети железных дорог Турции, Азербайджана и Грузии.
В 2016 году было проведено пятое по счету собрание государств-участников соглашения, представленных их министерствами иностранных дел. В процессе этой встречи была назначена финальная дата сдачи объекта в 2017 году. Железная дорога от Баку до Тбилиси и Карса презентована и запущена главой Азербайджана Ильхамом Алиевым 30 октября 2017 года.
«В связи с крупной дистанцией этой жд линии, все ее поезда оборудованы спальными вагонами»
История проекта
Впервые предложение по запуску железнодорожного сообщения между Грузией, Азербайджаном и Турцией начали рассматривать еще в 1993 году. Раньше за сообщение между тремя странами отвечала линия Карс – Гюмри – Тбилиси, однако Турция была вынуждена ее закрыть в связи с осложнением отношений Азербайджана с Арменией (конфликт вокруг Нагорного Карабаха), через которую проходила большая часть данного транзит.
- Официальный договор о строительстве этого транзитного сообщения был подписан в январе 2005 года. На этот проект не было выделено никаких инвестиций со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, поскольку они не были согласны с тем, что маршрут шел в обход Армении.
- В связи с подписанием соглашения между правительствами трех стран о порядке осуществления строительства железной дороги 7 февраля 2007 года, проект официально вступил в стадию выполнения. Согласно ему, принято решение о проведении железнодорожного транзита от Ахалкалаки в Грузии до Карс в Турции общей дистанцией в 100 километров. Из них 75 пролегают через Турцию, а 29 километров — по Грузии. Также восстановлена железная дорога от Ахалкалаки до Тбилиси.
«На вторую половину 2014 года проект был завершен уже на 80%»
Бюджет проекта
Изначальный бюджет строительства железной дороги составил около 420 млн. долларов. Из них 220 миллионов долларов – на турецкий участок, а 200 миллионов долларов – на грузинский. Позже бюджет был существенно увеличен.
К концу 2008 года цена строительства, согласно различным источникам, уже перешла отметку в 600 миллионов долларов и продолжала увеличиваться. Финансирование проводилось совместно между странами-участниками договора. Азербайджан дал Грузии кредит из своей государственной казны, чтобы та смогла закончить конструкцию своего участка от Ахалкалаки. Затем Азербайджан восстановил железную дорогу между Марнеули и Ахалкалаки.
Цель проекта
Изначально БТК планировался исключительно с целью создания сообщения между Турцией, Грузией и Азербайджаном посредством железных дорог для упрощения межрегионального товарооборота. Но в 2013 году Китай объявил программу «Новый Шелковый Путь» и БТК стал одним из ключевых элементов ее карты.
«БТК – лишь малая часть более крупного плана по объединению основных транзитов странам южного Кавказа и Европы через турецкую сторону. Турция уже построила тоннель Мармарай под Босфорским проливом в рамках своего плана усовершенствования транспортных сообщений. Он напрямую соединяет Турцию с общей европейской сетью железных дорог. Карта проекта объединяет Европу, Азию и Кавказ железными дорогами со скоростными поездами»
Ход строительства
В соответствии с самыми первыми соглашениями, проект планировался к завершению и полной сдачи еще к 2009-2011 годам, но в связи с многочисленными переносами даты завершения строительства на 2013, 2015 и затем в 2016 годы.
Строительство транзита долго откладывалось на неопределенный период в связи с множеством проблем:
- Технические – возникло множество проблем с подрядчиками со стороны Турции
- Политические – в 2012 году в Грузии пришла к власти партия «Демократическая Грузия», которая долго сомневалась в экономическом потенциале магистрали, из-за чего строительство не продвигалось долгое время.
Открытие маршрута
Официальное мероприятие по запуску железной дороги БТК в работу было проведено 30 октября 2017 года на бакинской ж/д станции. На торжестве присутствовали президенты Азербайджана и Турции, Казахстана и Грузии.
Европейский Союз выразил свое одобрение по поводу запуска железной дороги БТК и считает ее ключевым звеном объединения Европы и Азии в общую железнодорожную сеть. По их официальному мнению, она обеспечит высокое качество торговли между указанными странами и регионами, откроет в них множество новых возможностей для бизнеса.
- Суммарная длина железнодорожной магистрали – 826 километров.
- БТК способен пропустить через себя 1 млн пассажиров и 6,5 млн тонн грузов. В последующем в планах увеличить пассажиропоток до 3 миллионов и грузопоток до 21 млн тонн грузов.
БТК поможет в ближайшие годы поднять товарооборот государств, на территории она пролегает, не менее чем на 10$ млрд каждый год.
После запуска
На момент апреля 2018 года ведутся работы по подготовке железной дороги к грузовым перевозкам, однако пассажирских не планируется как минимум до конца этого года, поскольку для них линия еще не готова полностью.
«Сейчас грузовое движение на маршруте находится в состоянии тестирования. В соответствии с действующим расписанием, примерно к осени процедуры по подготовке к полномасштабному грузовому сообщению будут завершены. Как только они закончатся, начнутся работы по подготовке пассажирского движения», — Жежаим Селим, «Арт Билдинг Грузия»
На сегодняшний день, по этой железной дороге в основном перевозят грузы пшеницы из Казахстана. Они прибывают несколько раз в неделю, после чего в Ахалкалаки их перемещают в вагоны европейского типа.
Потенциал БТК
Полномасштабному использованию транзита препятствует ряд проблем технического характера, самая главная из которых – это разница между рельсами советского образца и европейского. На станции Ахалкалаки находится точка их схождения, где меняют вагонам колеса. Этот процесс занимает довольно много времени и ситуация станет только сложнее, когда транспортный поток на магистрали увеличится.
Однако многие эксперты все же считают БТК проектом с обширным потенциалом, поскольку он составит серьезную конкуренцию уже имеющимся транзитам схожего типа, включая российскую магистраль, а также иным видам транспорта в регионе. Это способствует снижению цен за услуги перевозки, улучшит качество сервиса и облегчит грузооборот в южно-кавказском регионе.
Маршрут Баку Тбилиси Карс – это магистраль, созданная, чтобы объединить Европу и Азию посредством присоединения железнодорожных сетей Грузии, Азербайджана и Турции. Соглашение по строительству заключено в 2007 году, а во второй половине 2017 года было завершено ее официальное строительство. Эта дорога представляет собой транзитный маршрут с высоким экономическим потенциалом, способным изменить маршруты международной коммерческой транспортировки в большом количестве регионов.