Дороги в Грузии — это в основном колесный транспорт. Наша статья пригодится тем, кто хочет путешествовать по данной стране на собственном автомобиле или на арендованных машинах. Вывод прост: до самых больших достопримечательностей можно добраться на парктронике, но для посещения лесной глуши нужен внедорожник.
Грузинские дороги хорошо асфальтированы, не имеют постов дорожной полиции и относительно хорошо снабжены заправочными станциями. Заправочные станции еще не идеальны.
Почти все асфальтированные дороги в стране были построены после 2004 года. При этом все, что создавалось после 2010 года, выглядит хорошо, а которые возводились до 2010 года, требует ремонта.
Батумский автобан
Из Тбилиси в Гори, Кутаиси, Самтредиа и Батуми ведет главная дорога — Батумский автобан. Это дорога номер один, которая в настоящее время преобразуется в автобан, действующий от Тбилиси до Агары. Эта дорога почти везде имеет хороший асфальт. В проекте есть несколько объездных путей, которые должны ускорить движение по этой дороге.
Военно-Грузинская дорога
Другая главная дорога — Военно-Грузинская дорога, по которой можно проехать из Тбилиси в Казбеги, Ларсу и Владикавказ. Им пользуются водители из России и грузовики из Армении. Асфальт хороший, есть много кафе и заправок. Из минусов — лавины на Крестовском перевале, оползни в ущелье Дальджалиали и очереди из грузовиков в разных местах. В высокий сезон на дорогах могут образовываться пробки из отдыхающих.
Южная Ахалцихская
Маршрут 200 км от Тбилиси до села Кода, затем через Манглиси, в Цалку, Ниноцминду, Ахалкалаки и Ахалцихе. Маршрут пересекает Цалкинское плато, Джавахетский перевал и Джавахетское плато. С маршрута видны озеро Пиравани и хребет Самсари. Асфальт нормальный (вопреки мифу о плохом) и машин мало.
Телавская
Новый красивый маршрут из деревни Сартичала в Телави. Она ведет через Гомборский перевал. Самый короткий путь в Телави. Но на пути встречаются два серпантина. Это одновременно и преимущество, и недостаток. Не всем нравятся серпантины, это недостаток. Серпантины не пропускают грузовики и большие автобусы, что является плюсом.
Нижнесванская
Она ведет из Лентехи, в нижней Сванетии, через Загарский перевал в Ушгули. Сейчас это ровная грунтовая дорога, но не катайтесь по ней: любой дождь может в любой момент превратить ее в болото. Кроме того, на самом перевале есть участок, непроходимый для легковых автомобилей.
Трансаджарская
Дорога из Батуми в Ахалцихе. Она на 2/3 заасфальтирована. Она ведет через Аджарские горы, мимо курорта Годердзи, курорта Бешуми, Зеленого озера и монастыря Зарзма. После завершения строительства это будет отличный, захватывающий маршрут в Аджарию. В то же время, это развлечение для любителей джипов и диких гор.
Тушетская
72 километра гравийной дороги через перевал Абано. Закрыт в зимний период. Один из самых экстремальных маршрутов и один из самых красивых.
Телавская нижняя
Это шоссе, которое проходит через равнину до Гомборийского хребта, затем в Алазанскую долину через несложный перевал и через село Алазани в Телави. Здесь нет серпантинов и сложных участков. По ней ходят рейсовые автобусы, а туристические автобусы также пытаются схитрить и поехать по этой дороге в Кахети. Дорога ровная, скучная, без каких-либо особенностей. На полпути есть поворот на Сигнахи.
Жинвали-Тианети-Ахмета
Она начинается в Джинвали на Военно-Грузинской дороге, проходит через перевал в город Тианети, а затем через второй перевал в Алазанскую долину и город Ахмета. Он позволяет увидеть монастырь Кветера и несколько других малоизвестных храмов. Гравийная дорога плохого качества. Некоторые работы ведутся с 2016 года. Возможно, в какой-то момент они это сделают. Интересен как альтернативный маршрут в Кахети.
Зекарский маршрут
Она начинается в Багдати, ведет к курорту Саирме, где асфальт заканчивается и начинается гравийная дорога через перевал Зекар до Абастумани, где снова начинается асфальт до Ахалцихе. Здесь красивые пейзажи. С 2016 года она выровнена, и по ней можно проехать на припаркованном автомобиле. Если она будет заасфальтирована, то это будет короткая и удобная дорога из Ахалцихе в Кутаиси.
Южная Горийская
Дорога начинается от Мцхеты и идет в сторону Гори, по южной стороне Куры, параллельно Батумскому шоссе. Эта дорога позволит вам добраться до Гори по тихой проселочной дороге, где хороший асфальт и мало машин. Из-за большого количества населения дорога идет гораздо медленнее, чем автострада, и проехать ее можно примерно за час. Однако он более красив.
Военно-Осетинская
Раньше она шла из Владикавказа в Алагир и далее на Мамисонский перевал, откуда спускалась в Верхнюю Рачу, в Амбролаури и вниз в Кутаиси. После обретения Грузией независимости Мамисонский перевал не пересекался, а в 2008 году часть дороги была включена в границу с Южной Осетией. В настоящее время люди ездят из Кутаиси в Амбролаури, Они и на курорт Шови. Это хорошая дорога, но это тупик.
Транскам
Она была построена в 1980-х годах и проходит от Владикавказа через Рокский тоннель до Цхинвала и далее до Гори. До 2008 года она была главной транспортной артерией, соединяющей Закавказье с Россией. После признания Южной Осетии проезд грузовиков стал юридически невозможен, и трасса опустела. Фурри теперь пользуются Военно-Грузинской дорогой.