Грузинская Православная церковь

Ортодоксальная Церковь в Грузии (orthodox church of Georgia) одна из самых древних Христианских Церквей в мире. Её история началась вместе с пришествием первых апостолов. Много невзгод претерпела Грузия на пути к независимости, и всегда церковь была с народом. Ни монголы, ни арабы, ни турки не смогли убить дух православия.

флаг Грузии и церковь

Истоки

Царь Ирод Агриппа славился гонениями христиан. Накануне Пасхи он приказал схватить апостола Петра и бросить его в казематы. Ирод хотел казнить его, но его планам не удалось сбыться. Петр чудесным образом бежал из тюрьмы. По навету казнён апостол Иаков, брат Иоанна Богослова. Не выдержав преследований, святые апостолы решили покинуть Иерусалим. Но перед тем как уйти из города, они кинули жребий, чтобы определить, кто в какие земли отправиться.

царь

Богородице выпал удел пойти в Иверию. И когда Дева Мария была готова двинуться в путь, явился к ней Ангел и повелел остаться в Иерусалиме. Ангел Господень пообещал, что жребий, выпавший на долю Марии, будет исполнен. После этого Богородица сказала апостолу Андрею, что будет хранительницей душ людей земли Иверской, будет молиться о них и просить помощи Иисуса Христа. Святой Андрей первый проповедник, пришедший в Иверию, будущую Грузию.

Равноапостольная Нина покровительница Грузии

Равноапостольная Нина (Нино) самая почитаемая святая в Грузии. Святая равноапостольная Нина, родственница святого Георгия Победоносца, родилась в Каппадокии около 280 года. Её отец был на службе и, являясь христианином, содействовал освобождению галлов-христиан, попавших в полон во время походов императора Максимиана. Мать Нины была диаконисой при храме Гроба Господня. С благословения Патриарха Иерусалимского отец и мать отдали Нину в монахини.

Придания гласят, когда Нина узнала, что Хитон Господень находится в Иверии и что грузины не просвещены христианством, она стала молиться Богородице направить её путь в Иверию. Однажды, во сне, к ней явилась Пресвятая Дева и велела идти в Иверию. Проснувшись, Нина увидела е своих рук крест, связанный из виноградной лозы. Крест хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе.

Крест равноапостольной Нино

В Мцхете, святая нашла убежище в доме царского садовника. Она молитвами исцелила жену садовника от бесплодия, затем вылечила от тяжёлой болезни жену грузинского царя — Нану. Несмотря на это, царь Мириан, по доносу языческих жрецов, хотел казнить Нину. В день казни царь внезапно ослеп и ни один жрец не смог ему помочь. Тогда все обратились к праведнице и она, молитвами, исцелила царя. Всё больше людей, трудами Нины, принимало Крещение. Царь Мириан пригласил из Византии священников, и христианство стало основной религией в стране.

Святая Нина и пресвитер Иаков отправились в верховья рек Арагви и Нори. Там они проповедовали Священное Писание горным народам. После перешли в восточную Грузию, в Кахетию. Там Нина поселилась в Бодбе, где до конца своей жизни занималась подвижничеством. Трудами святой равноапостольной Нины многие жители окрестных мест пришли к вере во Христа, среди них была царица Кахетии София.

Незадолго до своей кончины равноапостольная Нина попросила приехать в её обитель епископа Иоанна, чтобы он подготовил её к последнему пути. К святой приехал не только монах, но и сам царь со всем духовенством. На месте погребения святой Нино, царём Мирианом в её честь был заложен, а его сыном достроен храм. Позднее там был основан женский монастырь.

Монастырь святой Нины в Грузии. Автокефалия

История Грузинской Церкви насчитывает почти два тысячелетия. Приход грузинского народа к христианской вере началось ещё в первом веке, когда пришёл апостол Андрей Первозванный. В далекие времена на территории современной Грузии существовало два государства: восточно-грузинское Картли (по-гречески Иберия), западно-грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Святой Андрей и пришедшие вслед ему подвижники проповедовали веру, как в Иверии, так и в Колхиде.

Церковь, 326 год, считает датой крещения страны. Историк V века Созимон Саламанский также свидетельствует об этом. В своей хронике «Церковная история» он пишет, что принятие христианства в Грузии состоялось после 1-го Вселенского Собора прошедшего в 325 году.

В пятом веке при правлении царя Вахтанга, Грузия достигла своего расцвета. Успешно защищая страну от натиска персов, он многое делал для Церкви. При нём был отстроен в камне храм Двенадцати Апостолов, создано 12 епископских кафедр. Царь Вахтанг перенося столицу в Тбилиси, заложил там основание Сионского собора.

Сионский собор

С середины пятого века появляются первые упоминания об автокефалии Церкви. Процесс обретения самостоятельности продолжался не одно столетие и был завершён одиннадцатом веке. Акефалия Церкви была признана в 1053 году, в ходе проведения Собора созванного патриархом Петром III Антиохийским.

Арабское иго

Христианство на протяжении веков вело борьбу за выживание. В восьмом веке Грузия пострадала от нападения арабов. В 753 году арабский халиф Мурван Глухой провёл опустошительное вторжение в Грузию. Благодаря значительному превосходству в силах он захватил и раздробил обширные грузинские территории. Церковь подверглась гонению, храмы Грузии разрушались, святыни осквернялись. В конце девятого века многие народы, населяющие Грузию, стали исповедовать ислам. Так осетины приняли магометанство и снесли христианские храмы.

иго

Однако грузины боролись за независимость, сохранили христианскую веру и даже в начале одиннацатого века, на некоторое время, объединили Грузинские царства. Примерно в тоже время происходит объединение Церкви.

Благодатные времена

С восшествием на трон Давида IV Строителя положение церкви и народа Грузии улучшилось. При его правлении построено много храмов и обителей, создана духовная академия в Гелати, центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы (temple Nativity of the Blessed Virgin Mary). В 1103 году на Руисско-Урбнисском Соборе, утвердившем православное исповедование веры, образована Грузинская Православная Церковь (Orthodox Church of Georgia).

Правление Царицы Тамары было пиком славы Грузии. Во время её царствования границы Грузии расширились до Чёрного и Каспийского моря. Грузия стала могущественным христианским царством на Восточном побережье Средиземного моря. В стране появилось много философов, художников, богословов. Царица Тамара самая почитаемая грузинами правительница. Эпос приписывает ей почти все значимые памятники прошлого своей страны.

Храм Метехи. Пятьсот лет скорби

Вскоре после кончины царицы Тамары грузинский народ ожидали тяжёлые времена. Набеги монголов разоряли страну. Тамерлан семь раз опустошал Грузию своими набегами. За ордынцами, разоряя христианские святыни, насильственно обращая в мусульманство народы закавказского региона, пришли Турки-османы. Следом вторглись персы. Сотни лет захватчики пытались сломить православие, убивая тысячами простой народ и духовенство, но мученики за веру только возвеличили Православную Церковь.

Кроме мусульманского мира на Закавказье имело свои виды и Католическая Церковь. Римские Папы присылали к царям и сановникам своих миссионеров, пытаясь заманить их в лоно своей паствы. Вплоть до начала ХХ столетия в Грузии проводилась католическая агитация.

Многократные вторжения не прошли бесследно для грузинской страны. Вслед за разделением государства на Восточное и Западное царства, появляется второй Католикосат. Один оставался в Мцхете в Светицховели. Новый Католикосат сначала был в Бичвинте, затем в Кутаиси. Раскол Грузинской Церкви длился до вхождения её в Русскую Православную Церковь.

В составе Русской Церкви

Российский император Александр I в 1801 году подписал манифест о вхождении Восточной Грузии в состав Российской Империи. В 1804 году к России присоединилась Западная Грузия. В 1811 году Грузинская Церковь отменила название «автокефалия» и появился Синодальный Грузинский Экзархат, сан Католикоса упразднили.

Период экзархата был полон достижений в миссионерстве Церкви. Было открыто много семинарий и церковных школ, епархиальные женские училища. При экзархате стали издавать духовноную литературу на грузинском и русском языках.

Однако внутри экзархата росло недовольство излишней опекой со стороны Русской Церкви, насаждением русской церковной практики экзархами из России. Движение за возрождение автокефалии набирало силу.

Новейшая история

В 1917 году собравшееся в Мцхете духовенство провозгласило автокефалию Грузинской Церкви. Временное правительство признало волеизъявление грузинского народа, однако, в декабре патриарх Тихон написал послание католикосу Кириону II, где осудил восстановление автокефалии.

Грузинская Православная Церковь возобновила общение с Русской Церковью только в 1943 году, когда католикос Каллистрат поздравил патриарха Сергия с восшествием на патриарший престол. До присоединения к Советской России церковная организация находилась в пределах Грузии. Репрессии вынудили многих грузин покинуть страну. Церковь не оставила свой народ без покровительства, созданы епархии в Европе и на Американском континенте. Современная церковная организация, находясь в Грузии, распространяет свою юрисдикцию на всех грузин во всем мире.


С распадом СССР в закавказском регионе произошла гражданская война, принесшая горе и разрушения. Однако шло бурное возрождение Церкви. К 2006 году было восстановлено 27 епархий, 70 монастырей и 600 приходов. Действующий патриархат ГПЦ и московская церковная власть налаживают отношения, несмотря на конфликт 2008 года.

Приходы

В истории Грузинской Церкви было много борьбы за свободу и веру. Грузины, не щадя себя, защищали свои земли. Несмотря на трудности, воздвигали величественные храмы и основывали монастыри, оберегали святыни. Много храмов восстановлено или отстроено заново. Так на проспекте Шота Руставели стоит церковь Каштеви (church of Kashtevi). Она построена в 1910 году и является точной копией церкви Самтависи. В Каштеви хранится чудотворный образ преподобного Давида.

Церковь Каштеви

Русским князем Григорием Голициным, в Тбилиси, построена церковь Иоанна Богослова (Church of St. John the Divine). Храмовая архитектура выполнена в русских традициях. Купола венчают белоснежные стены. До седьмого века на этом месте храм монастыря Святого Иоанна.

Одна из легенд гласит, что во время молитвы святой Нино открылось, где схоронен Хитон Господень и там возведн первый христианский храм — кафедральный собор Светицховели (Svetitskhoveli Cathedral). Тамерлан во время нашествия частично разрушил храм, но его восстановили. Светицховели имеет второе название — собор во имя Двенадцати Апостолов, в нём короновали царей, возводили на церковный престол патриархов. До освещения главного грузинского храма, Тбилисского Троицкого Собора, Светицховели крупнейший ныне действующий храм.

Тбилисский храм во имя Пресвятой Троицы (Holy Trinity Church) заложили в 1995 году. 23 ноября 2004 года, в день памяти святого Георгия Победоносца, главный храм Грузии был освещён Католикосом Илией II. На мраморный престол возложили мощи святого Георгия.

Храмовая композиция возвышается на 68 метров. На территории собора расположен музей, отдельно построена звонница.

Тбилисский Троицкий Собор

Сердцем Православия является монашество. Церковь с самых истоков возводила монастыри. ГПЦ насчитывает 72 мужских и 62 женских монастыря, в которых ведётся монастырское служение.

Царица Тина, жена кахетинского князя Ливана, в XVI веке заложила женский монастырь Ахали Шуамта. По преданиям, место постройки она увидела во сне, будучи ещё ребёнком.В этом, ныне действующем, женском монастыре приняла постриг кахетинская царица.

Монастырь Ахали Шуамта

При покровительстве царицы Тамары в 1156 году началось строительство монастыря Вардзиа. Эта пещерное пристанище монахов находится южнее горы Боржоми в долине реки Кура. Центральный храм назван в честь Успения Святой Богородицы (temple of the Assumption of the Blessed Virgin Mary). Грузинский монастырь разрушили персы, затем турки сожгли монахов прямо в храме, и только после освобождения русскими войсками в него вернулась православная жизнь. В советское время из монастыря сделали музей, и только в 1990 году в него вернулись монахи.

Монастырь Вардзиа

В горах Кахетии, не далеко от Тбилиси, расположен пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. В шестом веке его основал преподобный Давид Гареджийский. Учениками преподобного Давида было открыто Додос Рка и Натлисмцемели, в XI — XIII веках основаны монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Во время нашествия Тамерлана лавра сильно пострадала, персидский шах Аббас I за одну ночь истребил всех монахов. Возрождение монастырского служения продолжилось только в конце семнадцатого века.

В заключении

Свет Христа в древнюю Грузию принёс апостол Андрей Первозванный, учеником Миссии. Покров Святой Девы Марии на протяжении веков оберегает людей этой благодатной земли и их Церковь. Защита Богородицы помогла пережить полчища монгольской орды, персидских и османских завоевателей. Сонм великомучеников возвысил и освятил Христианскую Церковь. И сейчас Грузия – современная, открытая страна, которая чтит вековые традиции. Восстановление древних храмов и монастырей, строительство новых соборов, христианские святыни, влекут в Грузию паломников и туристов со всего мира. Последние две тысячи лет истории Грузии доказали, что её народ и Церковь имеют полное право быть независимыми и жить по своим устоям.

м

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector