Узкоколейная железная дорога Боржоми — Бакуриани

Исторический объект, туристическая достопримечательность, незабываемый аттракцион и транспортная трасса — все это описание уникальной грузинской узкоколейки Боржоми Бакуриани, которая существует и активно действует уже более 100 лет. Посещение Центральной Грузии не должно обходиться без поездки по ней, ведь в числе ее создателей фигурирует имя самого Гюстава Эйфеля — знаменитого своим одноименным Парижским творением.

Узкоколейка Боржоми - Бакуриани

История узкоколейки

Появление узкоколейки было обусловлено несколькими факторами:

  • необходимость передвижения между курортами Боржоми и Бакуриани, которые богаты своими минеральными водами (минералка borjomi), целебным воздухом и прекрасной природой,
  • организация грузового сообщения после открытия месторождения андезита.

Строительство заняло 3 года с 1889 по 1901 гг., но половина времени была затрачена на утверждение основных параметров дорожного полотна и на ожидание благоприятных погодных условий.

Из-за особенностей ландшафта строительство полноценной железной дороги не представлялось возможным, однако, параметры узкоколейной железной дороги Боржоми — Бакуриани нельзя назвать стандартными, так как ее ширина вместо обычных 750 мм составляла 900 мм.


Еще одна уникальная особенность этой дороги связана с мостом Цагвери-Цеми через реку Цемисцкали. Его спроектировал знаменитый французский инженер Гюстав Эйфель по заказу князя Михаила Николаевича Романова, а установкой руководил конструктор Бесарион Кебурия, который в дальнейшем связал свою жизнь с авиацией и стал не только первым грузинским авиатором, но и в числе первых облетел вокруг Эйфелевой башни. Сегодня этот мост называют мостом Эйфеля в Боржоми.

Длина железнодорожного полотна составила тридцать восемь километров, поскольку он прокладывался серпантином по сложному горному рельефу. Поселок Бакуриани находится на 1000 м выше Боржоми.

В 60-е годы вместе с повсеместной электрификацией на узкоколейке взамен паровозов появились первые электровозы серии ЧС11 чехословацкого производства, которые до сих пор исправно выполняют свою работу. Из-за небольшого размера составов они были прозваны в народе “кукушкой”, а сам электровоз одно время назывался крокодильчиком (благодаря внешним особенностям конструкции и соответствующему зеленому цвету).

Наши дни

Движение составов по узкоколейной железной дороге (УЖД) Боржоми — Бакуриани продолжается до сих пор. По ней круглогодично курсируют два электропоезда с обновленными составами с четырьмя вагончиками в каждом.

Поезд

Во главе составов все те же электровозы-крокодильчики, только теперь они, как и весь состав, окрашены в красно-белый цвет. Технические характеристики локомотивов следующие: они потребляют 1,5 кВ, весят 66 тонн и могут развивать скорость до 45 км/ч, но обычно движутся не более 30 км/ч, так как колея достаточно извилистая.

При подъеме по узкоколейной дороге наверх активно работают моторы, спуск осуществляется своим ходом, но машинист контролирует его при помощи тормоза. Несмотря на возраст поездов, опасаться путешествия по узкоколейке не стоит — на протяжении всего пути предусмотрено множество тупиков и ответвлений на случай отказа тормозов. Также поезд оснащен своего рода “черным ящиком”, который фиксирует малейшие недочеты в его работе.

Любой желающий может попасть в кабину локомотива и посмотреть как она оборудована, достаточно просто попросить об этом машиниста. Больше того туристу могут разрешить присутствовать в кабине машиниста на протяжении всего пути.

Вагоны (на 32 места каждый) после реставрации в 2016 г. были оснащены более удобными сиденьями. Ранее в них располагались жесткие деревянные скамейки. Общая стоимость реставрационных работ составила более 250 тысяч долларов, но затраченные средства достаточно быстро окупились.

Помимо туристов из Боржоми в Бакуриани в состав садятся и местные жители, которым необходимо добраться до близлежащих поселений, так что это полноценное транспортное средство, а не просто аттракцион и исторический памятник.

Расписание

Расписание из Боржом в Бакуриани

  • отбытие в 07:15 — прибытие в 09:40;
  • отбытие в 10:55 — прибытие в 13:21;

Расписание из Бакуриани в Боржоми

  • отбытие в 10:00 — прибытие в 12:23;
  • отбытие в 14:15 — прибытие в 16:32.

Среднее время в пути два с половиной часа. Если есть необходимость сократить время на обратную дорогу, то вместо железной дороги лучше воспользоваться маршрутным такси. Оно преодолевает то же расстояние по автодороге за 30 мин.

Проездные билеты можно приобрести у контролера непосредственно в вагоне, причем они имеют достаточно интересный и раритетный вид, благодаря которому многие туристы сохраняют их в качестве памятного сувенира.

Важно! Отправление поезда Боржоми — Бакуриани происходит с жд станции «Черная речка» (она же «Боржоми-Грузовая»), а не с вокзала «Боржоми-Парк».

Как добраться до станции «Черная речка»

Попасть на станцию из центра Боржоми можно несколькими способами:

  • на маршрутном такси – стоимость от 50 тетри до 1 лари.
  • на такси – 4-5 лари.
  • прогуляться пешком, в таком случае дорога займет около 40 минут.

Если же выезжать в Бакуриани из Тбилиси, то лучше воспользоваться электричкой до Боржоми, но не доезжать до конечной остановки, а выйти на станции «Черная речка». Этот способ хорош еще тем, что расписание “кукушки” Бакуриани — Боржоми составлено с учетом прибытия электрички из Тбилиси и в запасе у пассажиров всегда есть порядка 25 мин. для пересадки и покупки снеков в дорогу.

Маршрут следования

Перед отправлением с боржомской станции обязательно следует сфотографировать паровозик производства 1914 года, который стоит там на постаменте, так как он является неотъемлемой частью истории этой узкоколейки.

Совет для туристов — лучше всего садиться слева, поскольку часть пути будет пролегать вдоль горного склона и сидя справа придется любоваться на красоты горных пород.

Начало пути поезда пролегает через равнинную часть, но чуть подальше пассажиров ждут потрясающие виды на лесные массивы, горные вершины и реки с чистейшей водой. Запечатлеть их можно не только из окон вагонов, ведь в пути локомотив делает несколько остановок, на которых сходят и заходят местные жители. А еще можно выйти на площадки открытых тамбуров и насладиться чистейшим горным воздухом.

Туристы могут не опасаться того, что пропустят момент, когда поезд будет приближаться к знаменитому мосту Эйфеля, потому что кто-нибудь из местных пассажиров либо кондуктор обязательно об этом предупредят. Если смотреть по карте, то он будет сразу перед станцией Цагвери. На этой же станции встретится кукушка Бакуриани — Боржоми, которая идет из Бакуриани в Боржоми соответственно.


Путешествие по узкоколейке прекрасно в любое время года, но зимой оно особенно комфортно для тех, кто выбрал Бакуриани для катания на горных лыжах или сноуборде. Везти спортивное снаряжение в поезде гораздо удобнее и дешевле, чем в маршрутном такси. Вагоны в холодное время года отапливаются, так что комфортная дорога обеспечена.

Причин посетить эту достопримечательность много: и творение Эйфеля, и умопомрачительные виды на природу Грузии, и чистейший горный воздух и минеральные источники с горнолыжными курортами. Главное, что такой атмосферы и ощущений не получится встретить больше нигде.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector